Поиск по этому блогу

суббота, 24 мая 2014 г.

Определение и основные характеристики психологической манипуляции. Манипулятивные технологии. Виды манипуляции. Защита от манипуляции.

Под манипуляцией понимают скрытое от адресата побуждение его к изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения манипулятором собственных целей. При этом важно, чтобы адресат считал эти мысли, решения и действия своими собственными, а не «наведенными» извне, и признавал себя ответственным за них. Таким образом, манипулятор перекладывает ответственность за совершенное по его же научению на свою жертву. Отсюда и негативное отношение к манипуляции, хотя манипуляция может иметь и положительные последствия (например, в обучении и воспитании). Поэтому утверждение, что «манипулятивное общение — это такое общение, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей» (Ю. С. Крижанская, В. П. Третьяков, 1990, с. 179), можно принять с оговоркой: это часто имеет место, но не всегда. Педагог, манипулируя учеником, стремится достичь целей, объективно не являющихся внешними по отношению к этому ученику (хотя с точки зрения самого ученика эти цели кажутся ему ненужными).

Так, используемая при убеждении аргументация часто бывает некорректной, манипулятивной, когда она направлена:

•       к авторитету: ссылка на высказывания и мнения выдающихся людей, общественное мнение, собственный авторитет; часто расчет делается на то, что лишь одно упоминание известного имени может оказать воздействие на колеблющегося человека;

•       к верности: вместо обоснования предлагаемого склоняют субъекта к его принятию в силу верности, привязанности, дружбы и т. п.;

•       к выгоде: агитация за принятие предложения вследствие его выгодности в экономическом, моральном или политическом отношении;

•       к жалости: взывание к человеколюбию и состраданию, возбуждение желания помочь, уступить, ссылаясь на свое тяжелое положение, усталость, плохое самочувствие; при этом часто преследуется цель избавить себя от выполнения каких-то поручений, от каких-то обязанностей;

•       к здравому смыслу: вместо реального обоснования — апелляция к обыденному сознанию, которое нередко обманчиво, если речь не идет о повседневных делах или обыденных вещах;

•       к личности: ссылка на личные особенности субъекта, их обсуждение вместо доказательства (обоснования) предложения;

•       к невежеству: использование фактов и положений, неизвестных субъекту (действует на субъекта, который не хочет признаваться в том, что чего-то не знает);

•       к публике: ссылка на мнения, чувства, материальные интересы субъектов;

•       к силе: угроза неприятными последствиями или применением каких-то средств принуждения;

•       к тщеславию: расточение неумеренных похвал в надежде, что, тронутый комплиментами, субъект станет мягче и покладистее; сюда же, при использовании метода, который называется «задеть самолюбие», можно отнести и апелляцию к самооценке и самоуважению личности (усомниться в возможности субъекта совершить что-либо, сообщить обидную для него оценку со стороны других, сравнить его с кем-либо, т. е. осуществить так называемую антиподную мотивацию);

•       к фикции: к принципам и идеям, не имеющим (или имеющим косвенное) отношения к реальности, которых, однако, придерживается значительное число людей (мнения — стереотипы, приметы);

•       к человеку: в поддержку своей позиции приводятся основания, выдвигаемые противной стороной в споре («Ты же сам сказал, что…») или вытекающие из принимаемых ею положений.


Манипулятивные технологии.

Теперь нам предстоит сосредоточиться на действиях, в которых себя проявляет манипуляция и которые характеризуют активность манипулятора в манипулятивной ситуации. Под ситуацией (психологической) будем понимать относительно устойчивое на определенном промежутке времени сочетание интенций человека и условий их осуществления. Смена психологической ситуации происходит либо в результате смены намерений человека, либо изменений в условиях, вызванных активностью в ней этого человека, других людей или объективными обстоятельствами. В рамках рассматриваемой проблемы ведущей составляющей круга интенций, определяющих характер ситуации как манипулятивной, является манипулятивное намерение. Реализация этого намерения ведет к действиям, которые будем называть манипулятивной попыткой или манипулятивным воздействием.

Степень успешности манипуляции в значительной мере зависит от того, насколько широк арсенал используемых манипулятором средств психологического воздействия и насколько манипулятор гибок в их использовании. Предлагаемый ниже обзор таких средств дает приблизительное представление об их многообразии.

Однако сначала мы кратко ознакомимся с кругом проблем, обсуждаемых в литературе по манипуляции. Следует подчеркнуть, что манипуляция подвергалась детальному рассмотрению преимущественно в политологических работах.

Подавляющее число собственно психологических исследований по данной проблеме посвящено прикладным или частным аспектам манипулятивного воздействия — обзорных работ отыскать не удалось. Следуя естественно сложившейся логике, воспользуемся результатами исследований по манипулированию массовым сознанием (не ограничиваясь, однако, только ими) для наработки понятий, которые можно будет применить к уровню межличностных отношений.


Виды манипуляций.

1. «Перевод спора на личности». Задача – выведение человека из равновесия. Используются насмешки, намеки, обвинения с тем, чтобы собеседник в раздражении сделал невыгодное для себя заявление.

2. «Перевод разговора на другую тему». Собеседник сознательно уходит от вопроса, который Вам надо решить. Согласитесь, что это важный вопрос, и, поскольку он требует отдельного внимания, а Вы дорожите временем Вашего собеседника, то сначала необходимо  закончить тот  вопрос, по поводу которого Вы встретились.

3.   «Анекдот». Цель – перевести разговор с нужной Вам темы, вывести Вас из себя. Суть Вашего поведения при этом должна быть в сохранении Вашей позиции. Анекдот, как пауза для отдыха, не замечайте подтекста в свой адрес. Отдохнули и переходите дальше к аргументации.

4. «Информационная атака». На собеседника идет больший объем информации, больше, чем тот способен переработать. Информация сообщается в основном безапелляционно, в очень быстром темпе, часто не структурирована и не аргументирована. Партнер, боясь показать собственную некомпетентность, принимает вариант предлагаемого решения.

5. «Неконкретные заявления о вашей выгоде». Если Вас заверяют, что ориентируются на взаимную выгоду, следует спросить: «Выгоду в чем? Каковы конкретные критерии выгодности?».

6. «Домыслы». Вместо разбора аргументации партнера по переговорам ему и окружающим предлагается некорректное определение причин выдвижения именно такой позиции: «Вы это говорите потому, что …»

7. «Сверхобобщение». Ваш собеседник оценивает какое-либо поведение или чье-либо высказывание с помощью так называемых кванторов всеобщности: «все», «каждый», «всегда», «никто» и т.д.

8. «Отсутствие  критериев». Опускается критерий, по которому делается сравнение. «Наше предложение лучшее». Лучшее почему? Мы должны получить критерии, которыми руководствуется собеседник.

9.  «Довод к городовому». Необходимость согласиться  с выдвигаемым партнером предложение связывается с интересами тех, кого не стоит беспокоить (волновать). Ибо они могут… При этом конкретные персоны обычно не называются. Разновидность уловки – апелляция к авторитету. Происходит ссылка на конкретное лицо, которое необходимо учитывать, но которое не присутствует на переговорах. Вы говорите – «К. безусловно авторитетен, но Вы согласны, что слова «авторитет» и «доказательство» – не синонимы; поскольку здесь мы с Вами не расходимся, то давайте вернемся к аргументам.

10. «Провокационная оценка». Цель вывести Вас из состояния равновесия и заставить броситься в атаку словами «Это банально», «Это все глупости», «Это ерунда».

11.«Таран». Собеседник бьет в одну и ту же точку. Выдвигается постоянно один и тот же аргумент. Занудство и монотонность могут победить осмысленность.

12. «Глушение». Собеседник говорит, как только Вы начинаете произносить слова и не дает Вам выставить свои аргументы. Не раздражаясь, измените тембр голоса и попросите возможности высказаться. Если не помогает, то оборвите свою фразу, даже на полуслове. И так двух раз будет достаточно.

13.  «Лесть». Сознательное значительное преувеличение достоинств или подчеркивание того, чего нет совсем, но что приятно и значимо для Вас, что подталкивает  на совершение определенного поступка или высказывание.

14. «Мнимая обида». Демонстрация партнеру чувства обиды, вызванного какими-либо его действами, нежелание якобы из-за этого продолжать общение.

15. «Давление на жалость». Всячески  подчеркивается собственное неблагополучие. Его разновидность, – принижение значимости того, что партнер хочет получить. «Я человек бедный, а что значит для Вас эта малость…».

16. «Двойная бухгалтерия». Те же самые аргументы принимаются как положительные при обосновании собственной позиции и отвергаются в случае аргументирования ими позиции оппонента.

17. «Перефразирование». Подводя итог Вашим высказываниям усыпляют началом фразы: «Итак, Вы полагаете…». Далее приводятся иные выводы.

18. Приписывание Вашим словам другого смысла. Вы не этот смысл имели в виду, произнося Вашу реплику, но она искажается и доказать, что Вы не это имели в виду, практически невозможно. Подтвердите, что эти слова Вы говорили, но, поскольку этим словам Вы придавали не такое значение, то нет смысла их так понимать и лучше вернуться к теме обсуждения.

19. «Капкан аванса». О Вас говорится как об очень умной и проницательной личности, которая не может не понимать что-либо (то, что нужно собеседнику) и не может не согласиться. «Вы, как человек несомненно умный, согласитесь с моими доводами».

20.  «Навязанная альтернатива». Предлагается свободный выбор из альтернативных вариантов, каждый из которых Вам может быть невыгоден. «Вы будете подписывать договор сегодня в пять часов или завтра утром?».

21. «Негативный образ будущего». Предлагается бездоказательный негативный вариант развития событий, который вытекает вследствие принятия Вашего предложения или непринятия предложения собеседника.

22. Опровержение Ваших аргументов упреком, что Вы ни слова не сказали о…. Со спокойно-деловой интонацией скажите, что с удовольствием повторите ранее сказанное Вами.

Защита от манипуляции.




















Комментариев нет:

Отправить комментарий